8(495) 649-03-76
В корзине: 0 товаров на сумму: 0 р.
Оформить заказ

История русского изразцового искусства

С древних времен и до нашего времени неповторимая  красота изразцового искусства применяется  в интерьере. Изразцами облицовывают печи и камины, внутренние и внешние стены домов. Изразцы – это богатая творческая фантазия, красочный орнамент из радужных цветов, неповторимые рельефы. Именно изразцы отражают обширный мир, который окружает человека, а также принесенные из других времен и заимствованные у других народностей художественные формы.

Самые первые изразцы делались из красной глины. Особенно неповторимым был их рельеф, выпуклые  изображениями наносились на каждую плитку оттиском с деревянной формы. Сказочные сюжеты, животные и птицы использовались в качестве сюжета для изразцов. В изображениях можно было узнать также героев басен и песен, легенд и мифов. Особенно часто встречались изразцы, изображающие птиц радости и печали – Алконоста и Сирина.

Изображения на изразцах орнаментального характера появились в XVII веке. Из основной мотив был растительный, часто встречались также изображения человека и животных, сцены баталий и быта.

Популярность растительных мотивов легко объяснить. Ведь Россия веками была преимущественно аграрной страной, и узоры, которые назывались "мелкая трава", были  типичными. Известны также вариации растительных узоров. Это листва, трава с нацветами, виноградная лоза, дубовые листья. Популярные травы с нацветами – это узор из переплетенных  васильков, гвоздик, лилий и тюльпанов. Среди редко встречающихся растительных мотивов можно отметить дерево жизни и гирлянды.

Во второй половине XVII века поплуярным становится узор из виноградных гроздьев. В  некоторых изображениях на изразцах очень четко просматривается влияние Востока. Это узоры из огурцов: стручков, один из концов которых изображается с загнутым концом и  букетов из различных плодов.

В XVIII веке на изразцах можно увидеть вазы, но их изображения близки к символическому характеру. Во времена Петра I произошло изменение привычного вида русских изразцов. Петр I стремился вывести Россию в Европу, и изменения в стране напрямую отразились на изготовлении русских изразцов. Их рельефы становятся сглаженными, цветовая палитра - менее красочной. При нанесении изображений на изразцы используется обычно техника росписи.

Сюжетная линия на русских изразцах расширяется. Самым популярным мотивом становится изображение людей, а сюжетные линии нередко дополняются разъяснительными надписями. Вместе с индивидуальным производством изразцов шагает в ногу и фабричное. А в конце ХIХ века изразцами заинтересовались известные  художники и керамисты. Например М. Врубель разработал ряд новых технологий покрытия глазурью и обжига глины, создавая оригинальные скульптурные композиции. К примеру, это была печная лежанка с головой льва и т.п.

После революции изразцовое искусство  претерпело  изменения. Стали модными конструктивизм и модернизм, но позднее искусство снова вернулось к реализму.